Тайны прорицаний Дельфийского оракула



При расположенном в Дельфах храме Аполлона находилось одно из самых известных прорицалищ, называемое Дельфийским оракулом. В мифах древней Греции утверждается, что  храм был основан самим Аполлоном в ознаменование его победы над ужасным змеем Пифоном. Жрица, называемая Пифией, была одной из главных прорицательниц эллинского мира...


Древние полагали, что жизнь человека определяется роком, предназначением. Даже боги были в значительной степени подвластны велениям судьбы, хотя в обязанности Зевса, главы греческого пантеона, входило следить за тем, чтобы их жизнь шла по предначертанному пути. Люди верили, что можно приподнять завесу будущего, и в случае необходимости обращались за советом к разного рода оракулам. Самым знаменитым был оракул бога предсказаний Аполлона, расположенный близ Дельф.


Развалины Дельфийского оракула. Греция

Храм Аполлона был воздвигнут на южном склоне Парнаса на высоте около семисот метров над уровнем моря. Прибывающие в Дельфы паломники или шли туда пешком из Афин, или, приплыв на кораблях, высаживались в порту на северном побережье Коринфского залива, и оттуда  направлялись к Парнасу.

В древние времена прорицания давались только один раз в год – в день рождения Аполлона. Но с VI века до нашей эры их стали проводить ежемесячно седьмого числа, исключая три зимних месяца. Еще позже Пифия стала принимать посетителей ежедневно, кроме «нечистых дней». Пифия имела право отказать человеку в прорицании. К примеру, если он был осквернен совершенным им преступлением.

Допущенный к сидящей на золотом треножнике Пифии, паломник задавал свой вопрос, предварительно внеся определенную плату, совершив обряд очищения и жертвоприношения. Вопрос записывался на вощеной дощечке, а ответ Пифии передавался через храмового служителя в стихотворной интерпретации жрецов.

Древние греки считали, что все жизненные события человека определяются роком, и можно заглянуть в свое будущее, обратившись за помощью к оракулу. Изречения оракула считались откровением божеств. Поэтому попасть на встречу с оракулом стремились огромные толпы страждущих.



Пифию выбирали из жителей Дельфы, независимо от социальной принадлежности. Единственным требованием была личная преданность Аполлону и целомудрие. Поэтому первые Пифии были девственницами. Но, после случая, когда один из посетителей во время приема соблазнил Пифию, их стали выбирать из замужних женщин и даже старух.

Перед прорицанием Пифию одевали в роскошные одежды, давали пить воду из источника Кассотиды и жевать листы священного лавра. После чего сажали на золотой треножник. Пророчествовала Пифия, впадая в экстаз от вдыхания одуряющих сознание паров. И эти пары были вредны для здоровья. Одна из Пифий, прорицая, упала с золотого треножника и умерла.

Действие паров на сознание человека было открыто случайно. Как-то люди заметили, что бродившие по скалам Парнаса козы приблизились к отверстию, из которого исходили испарения и, надышавшись, стали странно и судорожно двигаться. Прибежавшие на помощь люди, вдохнув пары, пришли в помешательство и стали произносить бессвязные слова. Эти слова были приняты за предсказания, а выходивший из отверстия пар за божественное откровение.

О том, что Пифии пророчествуют, находясь под воздействием паров, свидетельствовали многие древнегреческие мудрецы. Об этом писали Плиний, Платон, Цицерон, Плутарх и многие другие. Из их текстов следует, что треножник, на который сажали Пифию, располагался над глубоким и узким отверстием, из которого поднимался газ, или пар. Вдыхая его, Пифия начинала пророчествовать.

Джон Кольер, «Дельфийская пифия»

Плутарх писал, что газ источал запах «сладкого аромата», который ощущался не только в камере пророчеств, но и в примыкавшем к нему помещении, где собирались жрецы. Уже во времена Платона выход газа был слабым и нерегулярным, что, по его мнению, снижало достоверность выдаваемых Пифией пророчеств. Причем, по свидетельству Платона, вещали Пифии измененными голосами.

Выдаваемым Пифиями пророчествам безоговорочно верили вплоть до V века до нашей эры. Репутация бесстрастного Дельфийского оракула сильно пошатнулась после того, как толкователи речей Пифии стали действовать в интересах того или иного города или государства. А во II веке до нашей эры на Дельфы распространилась власть Рима, и прекрасный храм постепенно стал разрушаться, а влияние оракула ослабевать.

В начале девятисотых годов прошлого века, английский геолог Адольф Пол Оппе, приехав в Дельфы, не сумел найти на месте храма Аполлона ни одной трещины или отверстия, откуда могли выходить пары. Оппе подверг жесткой критике все заявления, касающиеся пророчеств Дельфийского оракула.

Среди ученых разразился жаркий спор. Точку в споре поставила Программа развития наук под эгидой ООН, профинансировав исследование геологических разломов в Греции. Исследованиями было установлено, что разломы подходят к Дельфийскому святилищу, как с запада, так и с востока. Позже выяснилось, что храм стоит над вертикально поднимающимся потоком токсичных газов, в которых в большом количестве присутствует и углекислота.


Храм Аполлона в Дельфах

Храм Аполлона закрыли в 385 году нашей эры по приказу римского императора Феодосия. Постепенно останки храмового сооружения исчезли под заносившей их землей. На месте некогда широко известного сооружения появилась небольшая деревушка. В 1892 году ее жителей  переселили, а строения снесли. В результате проводимых французским археологом Теофилем Омолем раскопок были обнаружены развалины храма, которые ныне и демонстрируют посещающим Грецию туристам.










link

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:

- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на другие ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта