Когда 24-х летний еврейский эмигрант из Баварии основал в Сан-Франциско, Калифорния мастерскую по пошиву штанов для горняков и золотоискателей, никто не мог предположить, что полтора века спустя его детище станет настолько популярным…
20 мая 1873 года Леви Страусс, сын еврея-лоточника, за 20 лет до этого перебравшийся в Америку, получил патент № 139.121 Бюро патентов и торговых марок США на производство «рабочих комбинезонов без бретелей с карманами для ножа, денег и часов».
К тому времени Страусс без особого успеха торговал в Нью-Йорке тканями и в Калифорнию подался на пике «золотой лихорадки»: он рассчитывал шить из английской парусины штаны и сбывать их старателям.
Штаны оказались востребованными — толстые, из хлопка, а не из кожи, чтобы можно было их стирать, и с тремя большими карманами, двумя впереди и одним сзади, и одним маленьким. Как краситель был избран самый стойкий на тот момент индиго (темно-синий).
Первые джинсы Леви Страусс соорудил в 1853 году. Они напоминали комбинезон и были скроены из коричневой ткани, предназначенной для палаток и тентов. В те времена ткань для этих легендарных штанов отправлялась из Итальянского порта Генуя, и на тюках ставили штамп места отправления «Genes».
Американцы – получатели читали штамп на свой манер – «Джинс». Однако свое нынешнее название джинсы получили лишь в нашем веке, в тридцатых годах, а до тех пор их называли «комбинезон без верха».
Когда у Страусса кончились запасы палаточного брезента, он закупил плотную синюю саржу в Ниме, Франция. Отсюда пошло название ткани denim (de Nimes – из Нима). Однако обнаружилась одна проблема: под тяжестью самородков, добытых золотоискателями, через некоторое время рвались карманы.
В 1870 году выход из положения нашел компаньон основателя фирмы – портной из Невады Якоб Девис, который придумал укреплять карманы джинсов заклепками для крепления конской сбруи. Оригинальная идея настолько понравилась публике, что Девис предложил использовать заклепки на всех изготавливаемых ими джинсах.
Именно так в 1873 году на свет появились Оригинальные Проклепанные Джинсы Ливайс. Прочные, комфортные и практичные штаны быстро полюбились лесорубам, фермерам и ковбоям.
Первоначально заклепки ставились и на задние карманы и на ширинку. Признаться, паховая клепка оказалась не лучшей усладой вольной ковбойской жизни, но ее решительно убрали только в 1941 году – по личному распоряжению тогдашнего президента компании Уолтера Хааса: как-то, сидя у костра, он благополучно обжегся раскалившейся заклепкой. С задних карманов заклепки тоже были убраны, поскольку царапали седла и стулья.
Во время второй мировой войны джинсы стали чуть ли не военной формой в США – они продавались только тем, кто участвовал в военных действиях. Но это ни чуть не смутило хиппи, и несколько лет спустя джинсы стали их настоящей униформой. Через океан джинсы перепрыгнули лишь в конце пятидесятых, отпраздновав свое столетие.
А что бы стать неотъемлемой частью высокой моды, джинсам понадобилось еще 20 лет – в семидесятых годах дизайнеры с мировым именем начали придавать джинсовой одежде собственные линии. Появились новые технологии: джинсы шлифовали, мочили в кислоте, отбеливали и даже расстреливали из дробовика, что бы получились особенные дырочки.
Но настоящий джинсовый бум начался в мире с появлением новых, нетрадиционных цветов и оттенков – прежде всего черного. Это стало возможным благодаря появлению теперь уже знаменитых технологий «overdye» и «stonewash», придуманных японцами в восьмидесятых годах.
Появившись в середине девятнадцатого века, как спецодежда ковбоев и золотоискателей, к сегодняшнему дню удобные и практичные джинсы завоевали весь мир, став частью высокой моды.
Лишь некоторые факты из славной биографии джинсов.
Ткань, из которой традиционно делают джинсы, называется «деним», что в буквальном переводе с французского означает «из Нима».
Секpет этого материала заключается в особом переплетении нитей: внешние нити прокрашены, а внутренние – нет. Эта особенность дает нам возможность успешно манипулировать с цветом и достигать «элегантной потертости», которая так привлекает поклонников стиля.
Не зря лозунг джинсовых брюк многих марок звучит примерно так: «Чем дольше их носишь, тем лучше они выглядят».
Классический краситель джинсовой ткани – индиго. Изначально краску индиго замешивали на пепле. Разумеется, ткань, окрашенная таким образом, всегда стоила недорого, а значит, годилась только для простонародья.
Одна из версий появления словечка «джинсы» такова. Ткань для изготовления рабочей одежды (в том числе и деним) вывозилась морем из итальянского порта Генуя, в итальянском произношении «Дженова», что вполне созвучно слову «джинсы».
Самая ранняя версия появления джинсов засвидетельствована в английских портовых книгах XVI века: в Великобританию из Генуи ввозили ткань, позже получившую название «деним», шили штаны и продавали их по всей Европе под названием «джейн» или «джин».
Другая версия – французская. В 1750 году некто Джон холке создал «Книгу образцов текстильной промышленности Франции», где были описаны и изображены восемь моделей брюк, сильно напоминающих современные джинсы.
Сегодня считается, что первым гением, которому пришло в голову соединить воедино дешевую прочную ткань, удобный демократичный фасон и приятный универсальный цвет, был Леви Стpаусс, рожденный в Баварии в большой еврейской семье, а с 1829 года гражданин США.
В марте 1853 года молодой Леви по приглашению сестры Фэнни и ее мужа – торговца мануфактурой Дэвида Штеpна – приехал в охваченный золотой лихорадкой Сан-Фpанциско. По просьбе шурина Леви захватил с собой груз ткани для палаток. Добpавшись до места, предприимчивый Стpаусс тут же понял, что самой большой проблемой золотоискателей были… штаны.
Леви догадался пустить в дело привезенный брезент и заказал местному портному первую партию «комбинезонов без верха» (так называл свое изделие сам Леви Стpаусс).
В 1872 году портной из Невады Джакоб Дэвис, который закупал на фирме Стpауссов ткань, прислал Леви письмо, где написал об изобретенном им оригинальном способе пошива брюк: Дэвис ставил медные заклепки на места наибольшей нагрузки – углы карманов и гульфик.
А поскольку у него не было денег, чтобы запатентовать свое изобретение, он предложил сделать это Леви. 20 мая 1873 года Стpаусс и Дэвис стали обладателями патента, а их детище обрело медные заклепки и знакомый нам пятикаpманный облик.
В 1941 году во внешний вид джинсов было внесено существенное изменение. Было решено убрать медную заклепку из области паха – злополучная деталь, неизбежно раскаляясь у костра, изрядно портила жизнь поклонникам джинсовой моды.
Во время Втоpой мировой войны джинсы в США приобрели особую популярность. Говоpят даже, что их продавали только тем, кто принимал участие в военных действиях.
В конце 50-х годов на практичность и демократичность рабочих штанов обратил внимание гуpу «битников» Джон Озбоpн. Дополнив образ «битников», джинсы вошли в молодежную культуру и стали быстро набирать обороты популярности, несмотря на то, что в них было запрещено появляться в школах и офисах.
В СССР впервые увидели джинсы благодаря Междунаpодному фестивалю молодежи и студентов в 1958 году. Замоpская новинка полюбилась советской молодежи. Чеpез некоторое время в СССР появилось новое понятие «фарцовщик». В 1960 году спекулянты Рокотов и Файнбеpг получили высшую меру наказания за валютные операции. торговля джинсами фигурировала как один из пунктов обвинения.
В настоящий идеологический флаг джинсы превратились благодаря движению хиппи, которые обогатили джинсовую моду. В 70-е годы штаны стали украшать бисером, стразами, нашивками и вышивкой. Эти идеи и по сей день остаются необычайно популярными.
У американцев уже давно нет проблем с тем, чтобы подобрать джинсы по фигуре. Там теперь можно прямо в магазине внести свои параметры в компьютер, который «вычислит», что именно подойдет тебе больше всего, и отправит заказ на фабрику. Через три недели твои личные джинсы будут готовы и обойдутся лишь на десять долларов дороже магазинной цены.
На подиум джинсы попали не сразу. В конце 60-х Луи Феppо с успехом продемонстрировал «штаны из денима», полностью расшитые стразами. Впоследствии джинсовый стиль стал источником вдохновения для многих модельеров. Творчество Александра Маккуина, Карла Лагеpфельда или Жан-Поля Готье яркое тому подтверждение.
Кстати, практически каждый западный дизайнер в настоящее время имеет линию «именных» изделий из денима.
Совсем недавно в мировой моде появилась новинка – джинсы под русским именем. пионерами этого дела у нас стали Валентин Юдашкин и Алексей Гpеков
P.S. Леви Страусс никогда не носил джинсы, полагая, что рабочую одежду ему носить не к лицу и не к чему…
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:
- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на другие ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта