Привычная вещица — зонтик — пришел к нам из далекого прошлого. Как свидетельствуют археологические находки, первым изображениям зонта более 3500 лет. В древности зонты ценились как величайшие сокровища и передавались по наследству. Считалось, что они аккумулируют положительный потенциал человека, защищают от злых мыслей и наделяют могуществом…
История у слова “зонтик” необыкновенно интересна и необычна. Действительно, слово "зонтик" не произошло от слова "зонт", как может показаться. В русском языке сначала появилось слово "зонтик", а потом уже, по аналогии, слово "зонт".
В русском языке слово”зонтик” впервые было замечено в XVIII веке. Пришло оно вместе со множеством других морских и военных терминов из голландского языка благодаря Петру I. В ряду других слов, обозначающих корабельное оборудование и оснастку, было и слово zonnedek (зонедек), означавшее “навес, тент, крыша из ткани над палубой”. Постепенно зонeдек “обрусел” и для начала потерял первую букву “е”, став зондеком. Но для русского слуха это было непривычно, и “зондек” переделали в “зонтик.”
Окончание “дек” очень напоминало уменьшительно-ласкательный суффикс “ик”. А дальше сработала здоровая логика: если есть зонтик, значит, был когда-то и зонт (по принципу “домик - дом”, “шарик - шар”, “бантик - бант” и т.д.). А “зонта”- то и не было никогда!
Слово “зонт” представляет собой классический пример обратного образования слова.
Вот так получилось нерусское слово ”зонт”, которого не существует более ни в одном языке мира, кроме русского.
Египетские зонты поначалу были не более чем пальмовыми ветвями. Белая кожа считалась признаком благородства, поэтому опахала не только охлаждали, но и защищали от загара
Пользоваться зонтом мог только фараон и члены его семьи, простые смертные не имели права даже прикасаться к столь высокой вещи. Египтяне считали, что солнечный зонт мешает проникновению лучей знания истины.
Египетские зонты и опахала состояли из нескольких ярусов и изготавливались из пальмовых листьев и птичьих перьев.
Олицетворением верховной власти был зонт в Древнем Вавилоне, в Ассирии Финикии. Золотые зонты дарили древние правители храмам.
В Индии он считался символом могущества и защиты и был непременным атрибутом торжественных церемоний. Земные владыки украшали золотыми зонтами свои роскошные дворцы. А на крышах небесной обители богов индийцы представляли мудрых обезьян, гордо восседающих под сенью огромных зонтов. В Индии считалось, что зонт дает не только богатство и влияние, но и оберегает хозяина от болезней и страданий.
Центральное место зонт занимал в символике буддизма, символизируя один из восьми знаков счастья. Он изображался над головой Будды, на тронах правителей и даже на сбруе боевых слонов. При этом в разном положении зонт изменяет свое символическое значение, например, вознесенный над головой, выражает почитание и преклонение. Зонт украшал гордый титул правителя Бирмы, звучавший как «Король белых слонов и лорд двадцати четырех зонтов».
Существует легенда о том, что Будду как-то спросили, каким должно быть его погребальное сооружение? Учитель постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяния. Полусфера, символ неба и бесконечности, в буддизме означает нирвану Будды и самого Будду.
Центральный шест ступы — это ось Вселенной, соединяющая небо и землю, - символ Мирового Древа Жизни. «Зонты» на конце шеста означают ступени восхождения к нирване и одновременно являются символом власти.
Юноши, прошедшие обучение в буддистских монастырях и назначавшиеся на должности, в качестве символов принадлежности к писцам получали зонт и серебряный ящичек для бетеля. А ранг чиновников-писцов определялся по отделке и числу ярусов у зонтов, которые постоянно напоминали о куполе неба и святости царской власти. Высшие сановники имели многоярусные, отделанные золотом зонты, а зонт «великого царя царей» имел семь ярусов.
В Китае один из четырех небесных императоров изображался непременно с зонтом. В Древнем Китае солнечный зонт был длиной полтора метра и весил около двух килограммов. Китайские мандарины расхаживали по улицам под зонтами-небоскребами, украшенными затейливыми рисунками.
В Поднебесной зонты были доступны не только императорам, но и простым смертным, только им полагались зонтики из холста или бумаги. Шелковый или бумажный, искусно разрисованный зонт с бамбуковым каркасом и ручкой — традиционный предмет китайской культуры.
Изображение китайской, а затем японской женщины с зонтом повторялось в живописи и графике так часто, что в сознании европейца образ восточной хрупкой женщины стал неотделим от зонта в ее руке.
В Японию зонты, как и многие другие вещи, попали из Китая примерно полторы тысячи лет назад. Вначале право на них имели только представители светской и религиозной власти, они изготовлялись из красного шелка и украшались фамильными гербами. Именно такой красный зонт был символом власти императора.
Тот или иной цвет зонта вовсе не случайность. Если в Японии он был красным, то в Тибете предпочитали белые и желтые зонты — эти цвета считались знаком духовного величия. Кроме того, тибетцы верили, что зонт способен защитить от злых помыслов и придавать величие духу хозяина.
В Европу первые зонты были завезены древними греками. Но в Греции, а позже в Риме, зонт поначалу не столько защищал от палящего солнца или дождя, сколько демонстрировал статус владельца. Только со временем он стал предметом практического назначения. Но и в практичной Европе столь нужная вещь прижилась не сразу.
Поначалу здесь увлеклись, было, восточной диковинкой, потом на долгие столетия о ней позабыли. В средние века, когда многие вещи попали под запрет, не стал исключением и зонт. Правда, с XII в. он настолько полюбился епископам, что четыре столетия спустя папа римский был вынужден специально кодифицировать права зонтоношения среди духовенства.
Через сто лет зонтики добрались до Франции, где были наделены индивидуальностью — стали круглыми, овальными, квадратными, из кружев, шелка, полотна, с ручками из дерева, слоновой кости, со спицами из китового уса.
Считается, что это произошло с легкой руки супруги Генриха IV королевы Марии Медичи.У французского солнечного зонта, который назывался «парасоль», верх делался из вощеного полотна, а ручка была костяной.
В России зонты появились лишь в конце XVIII в. вместе с французскими модами и модистками и назывались общим словом «парасоль». А столь привычное слово «зонт» официально закрепилось в русских словарях лишь в 1834 г. Оно было образовано от голландского «зондек». Так называли навес от солнца на корабле в морском уставе начала XVIII в.
Тогда же зонт от дождя стал приобретать знакомую для нас форму. В 1768 г. его конструкцией занялся англичанин Джонас Хэнуэй, натерпевшийся со своим детищем немало унижений. Стоило ему выйти на улицу, как над ним начинали издеваться прохожие, а кэбмены нарочно обдавали грязью. «Зонт — верное доказательство того, что у тебя нет экипажа», — грустно заметил по этому поводу Хэнуэй.
Однако спустя сто лет, к середине XIX в., зонт становится показателем респектабельности и неотъемлемым символом консервативных ценностей. Его носили поголовно все буржуа независимо от того, был ли дождь на улице или светило солнце.
Конструкция зонта видоизменялась вслед за веяниями времени. Технические усовершенствования касались его формы, размера, ручки. Последние делались с изгибом или были полыми, чтобы носить в них стилеты, шпаги, табакерки, мундштуки, трубки и даже маленькие фляжки.
После десятилетий усовершенствований зонт приобрел, наконец, современный вид — купол из прорезиненной ткани со стальным каркасом и спицами. Новшество было запатентовано механиком Сэмюелем Фоксом в 1850 г.
В конце того же XIX в. был разработан зонтик-громоотвод. Для этого на его купол устанавливали длинный металлический стержень, который соединялся с землей проволокой. Кроме того, владелец зонта должен был держать в руках деревянную палочку — изолятор.
А в середине XX в. изобрели зонтики двойного сложения. В 70-е гг. появились зонтики-полуавтоматы. И хотя эти изобретения назвали «зонтичной революцией », учитывая солидный возраст зонта, можно смело сказать, что в целом существенных изменений он не претерпел.
Однако человеческая фантазия на этом не остановилась.
В США предложили использовать женский зонт как средство обороны. После простого нажатия на ручку, зонтики выпускали облако слезоточивого газа и одновременно включали сирену.
Достаточно бессмысленной разновидностью зонта стала придуманная в 1991 г. гелиевая подушка. Она крепится лямками, через которые продевают руки, и лежит на плечах. Странное это сооружение получило название «плавающая тень», но оказалось, что от дождя оно не очень-то и защищает.
Изобретатели из России также представили зонтик, который не надо держать в руке. Он крепится на голове и на талии с помощью эластичных ремней.
А вот новой конструкции идеального зонта будущего, придуманной 23-летним дизайнером Ричардом Лоусоном, предрекают успех. У зонта Лоусона нет острых углов, нет спиц, он сделан из сверхпрочного пластика и влагонепроницаемого нейлона, устойчив к сильному ветру, а в собранном виде представляет собой диск размером в четырнадцать сантиметров, умещающийся на ладони.
Корейские изобретатели придумали биозонтик. Форма его оболочки устроена так, чтобы его можно быстро соединить с зонтом рядом идущего человека. При этом образуется единая крыша без щелей, зазоров и стекающей воды. Зонты можно использовать и по отдельности.
В России разработана модель зонта для чрезвычайных ситуаций, когда затруднен выход из верхних этажей здания. Устройство представляет собой перевернутый зонт, упакованный в ранец, и весит около 20 кг. При выдергивании кольца оно автоматически наполняется сжатым газом.
В момент открывания человек оказывается внутри зонта и как на ковре-самолете планирует вниз. Подобные устройства есть для групп людей и даже крупногабаритных вещей.
Инженерная мысль не стоит на месте. И, может, уже в недалёком будущем будет изобретен зонт, способный защищать не только от дождя, ветра и солнца, но и от выхлопных газов, радиации и других негативных воздействий внешней среды?
А если отпустить фантазию в свободный полет, то можно представить зонт, который с помощью еще не придуманных механизмов будет поддерживать жизненный тонус и защищать от дурного настроения и отрицательных эмоций.
Не зря же так верили в его чудодейственную силу древние, считая зонт символом счастья, покоя и душевного равновесия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:
- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на другие ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта