Страницы

Как жили москвичи в XIX веке

moskovsky-kreml

Москва в XIX веке — столица отставных и пожилых. Она была консервативнее Санкт-Петербурга, куда уезжали за карьерой и модой. В московских домах царили семейная иерархия, свойское родство и много других бытовых условностей…

Дворянский быт

Московские дворяне обмельчали после войны и пожара 1812 года. «Открытый стол» и хлебосольность прошлого века поддерживать могли немногие. Повально обнищавшие дворянские фамилии вели кочевой образ жизни и питались при богатых домах. Стало больше чиновников. Они причислялись к дворянскому сословию, но не имели большого состояния.

Настоящие дворяне строили дома и городские усадьбы на Маросейке, Покровке и территории между Остоженкой и Арбатом. Чиновники селились поближе к купцам: в Замоскворечье, на Таганке, Сретенке и Девичьем поле. За Садовым кольцом строили дачи и загородные усадьбы с садом или парком.

clip_image001

В. Поленов. “Бабушкин сад”. Типичный деревянный московский особняк

Дворянство среднего достатка строило дома из дерева. Зато большие, в 7–9 окон, с мезонинами и колоннами. Парк или сад с липовой аллеей, бузиной и сиренью был обязательным атрибутом барской жизни. Чем дальше от центра, тем обширнее был сад.

Во внутреннем убранстве дома погоня за модой сменилась постоянством. Купленная в начале века мебель в стиле ампир стояла в парадной части дома вместе с фарфоровыми безделушками и кабинетной бронзовой скульптурой. Тесные жилые помещения в антресолях и с обратной стороны дома обставляли абы как.

В отличие от утончённых обедов Петербурга, московские были сытными и обильными. В утренний чай добавляли сливки и запивали калачи с маслом. Второй завтрак готовили плотный, с яичницей, сырниками или биточками.

Около трёх часов семья и частые гости собирались на обед из нескольких блюд на французский или русский манер. На полдник подкреплялись чаем с пирогами, а вечером доедали остатки обеда или готовили ещё несколько смен блюд, в зависимости от богатства дома.

clip_image002

А. Волосков. За чайным столом

В дворянском доме было много обитателей. Кроме близких родственников здесь находилось место для тёток, двоюродных, троюродных братьев, сестёр и племянников, а также малоимущих и гувернанток.

Дом, как и прежде, делился на мужскую и женскую половины. Кабинет, библиотека и курительная были мужскими комнатами, а будуар, диванная и девичья — женскими. Домашние и прислуга свободно перемещались между половинами, но принимали личных гостей строго на своей территории.

Детским комнатам отводилось место подальше от спален взрослых. Малыши жили в общих комнатах по несколько человек, подростковые детские делились на мужскую и женскую половины. Домашние уроки проводились в классной комнате, куда приходил приглашённый учитель. Он давал уроки светского этикета, музыки и иностранного языка.

Словарь дворянина

Jolle journee — «безумный день», дневной бал, который начинался в два часа дня и длился до ночи.

Журфиксы — дни недели в знатном доме, которые выделялись для регулярного приёма гостей.

Воксал — увеселительный сад, где ставили спектакли, устраивали балы и фейерверки.

Купеческий быт

Купечество в Москве XIX века процветает. Появляются новые фамилии, которые по богатству не уступают дворянским. Морозовы, Рябушинские, Прохоровы возглавляют список богатейших предпринимателей Российской империи.

clip_image003

В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом

Амбициозные купцы стремятся дотянуться до дворян по уровню жизни и образования и вкладывают свои капиталы в развитие искусства и наук. Другая часть тщательно оберегает свои обычаи и сторонится всего непривычного.

Купеческими районами были Таганка, Пресня, Лефортово и Замоскворечье. Последний — из-за близости к китайгородскому торгу. Купцы-фабриканты предпочитали строить дома ближе к производству, поэтому выбирали окраины города.

Пока дворяне беднели, купцы наживали состояния. Они строили простые, но добротные каменные дома или выкупали бывшие дворянские усадьбы и обставляли их на свой вкус. Дома обычно выходили в сад с огородом. Во внутреннем дворе хранились товары, которые купец поставлял в лавки.

Купеческий дом отличался от дворянского количеством икон и разношёрстным убранством: малиновые стены в гостиных, обилие картинок и безделушек вперемешку с дорогими предметами мебели. Единство стиля в обстановке дома соблюдали редкие, самые образованные семьи.

clip_image004

Н. Богданов-Бельский. Чаепитие

Припасы в купеческом доме заготавливали сами — погреба были заставлены соленьями до потолка. Накрывали стол не менее богато, чем дворяне, но блюда были русскими: пироги, каши. На купеческом столе не приживались сервизы, вся посуда была разномастная.

Купец не всегда возвращался домой к обеду, поэтому вся семья собиралась за столом вечером, около восьми часов. После плотного ужина с жирными блюдами все домашние долго пили чай вприкуску с сахаром или вареньем.

Семейная жизнь купцов в XIX веке начиналась с участия свахи. Приданое невесты тщательно пересчитывали. Брак заключали после смотрин: жених присматривался к купеческой дочке в публичном месте, а потом приходил с личным визитом и просил её руки.

clip_image005

В. Пукирев. Приём приданого в купеческой семье по росписи

Купеческие жёны жили праздно и почти не занимались хозяйством — только принимали гостей или устраивали выезды. Детей отдавали на воспитание нянькам, а в образовании полагались на церковь. Даже в конце века только немногие купеческие дети обучались в гимназиях и университетах.

Словарь купца

Ферязь — традиционная купеческая верхняя одежда.

Безбородый — купец, который следует западной моде. Носит вместо кафтана современную одежду, чисто бреется, образован и знает языки.

Сорокавёдерная бочка — мера не только объёма, но и красоты. Дородные, размером с сорокавёдерную бочку женщины — купеческий идеал в XIX веке.

Мещанский быт

В XIX веке мещане составляли основное население Москвы. Особенно много их стало после реформы 1861 года, когда крестьяне стали перебираться в города в поисках работы. К мещанскому сословию относились и учителя, и подёнщики, и все остальные наёмные работники.

Фабричные рабочие и мастеровые селились за Садовым кольцом в съёмных квартирах и небольших домиках. Хамовники, Лефортово и Грузины закрепились за ними ещё в XVII веке. В московском «гетто» — Зарядье и тёмных закоулках Китай-города — селились сапожники, портные и другие мелкие ремесленники.

clip_image006

В. Поленов. Московский дворик

Мещанское жильё было скромным: квартиры и деревянные дома в две-три комнаты. Стены украшали дешёвыми репродукциями, которые вырезали из газет и журналов. Самовар и настенные часы считались роскошью.

Сад и огород держали по возможности, если хватало места. Мещанские районы на окраинах напоминали деревню, там не было фонарей и мощёных дорог.

Когда мещане не постились, они ели солонину и щи, обязательно с ржаным хлебом для сытости. Белый ситный хлеб и калачи считались за десерт. Мясные блюда готовили из субпродуктов, которые покупали в многочисленных лавках Зарядья.

Пироги, ветчина, студень и блины были праздничными блюдами. Работники ели дома только завтрак и ужин, а обедали уличной едой, которой торговали лоточники.

Ранний подъём, ранний обед и ужин — мещанская жизнь определялась тяжёлым трудом. Глава семьи в шесть утра уходил на фабрику или службу, женщины работали на дому. Летние вечера проводили во дворах, на свежем воздухе — здесь собиралась не только семья, но и соседи.

clip_image008

В. Максимов. Семейный раздел

Семейная иерархия соблюдалась строго, детей воспитывали тычками и подзатыльниками. Уже к 12 годам мальчики поступали в ученичество к мастеровым, а девочки — к швейкам, в ателье или шляпные мастерские.

Словарь мещанина

Гольё — субпродукты и мясные остатки, которыми торговали в оптовых лавках Зарядья и на улицах. Рабочие и мастеровые покупали их с лотка на обед.

Чуйка — верхняя одежда рабочих и мастеровых, лёгкое пальто длиной ниже колена.

Халатник — прозвище мальчиков, которые поступали на обучение к мастеровым. Они приезжали в город из деревни ещё подростками и носили суконные или стёганые халаты.

С XVII по XIX век Москва изменилась меньше, чем за первые десятилетия следующей — советской — эпохи. Совсем скоро деревянные дома заменят бараки, позже — хрущёвки. В доходных домах устроят коммунальные квартиры, а ради футуристических проектов авангардистов снесут половину исторических зданий.







link

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:

- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на другие ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта