Страницы

Пять самых нелепых античных смертей

content_RP-P-OB-31.391web

Как закончили свои дни поэт Гомер, драматург Эсхил, философ Хрисипп и другие не самые везучие люди, жившие в Античности…


1. Гомер. Причина смерти: загадка про вшей

clip_image001

Бюст Гомера. Гравюра Вильгельма Тишбейна. 1790–1800 годы. Надпись внизу — имя Гомера на древнегреческом.

Если верить легендам, Гомер в старости оказался на острове Иос. На бе­регу моря он спросил у местных детей, что они поймали. В ответ те загадали загадку: «У нас есть то, что мы не нашли, а что мы нашли, мы выкинули».

Поэт настолько крепко задумался, что поскользнулся в грязи и упал, — но так и не смог разгадать, что имели в виду мальчишки. Через несколько дней он умер от горя, опечаленный, что прежняя острота ума покинула его.

На самом деле слова детей означали, что они не поймали в тот день рыбу, — сидя на берегу, они лови­ли у се­бя вшей: обнаруженных насекомых выкидывали, а ненайденные вши остава­лись на них. Так дети-рыбаки оказались мудрее Гомера, который в своих поэмах изображал их глупыми.

Интересно, что в ан­тичной традиции поэты и рыбаки (или продавцы рыб) нередко соперничали — это отражено в одном фрагменте комедии Ксенарха:

«Поэты несут всякую чепуху. Они ни разу не открыли ничего нового, каждый из них только вертит одно и то же туда и сюда. Но нет более философского племени, чем продавцы рыбы…»  

2. Эсхил. Причина смерти: черепаха

content_RP-P-OB-31.391web

Смерть Эсхила. Гравюра Жан-Жака Буассара. 1596 год.

Великий трагик Эсхил умер от того, что пролетавший мимо орел уронил ему на голову черепаху. Орла привлекла сияющая лысина дра­матурга — птица решила, что это камень, о который можно разбить панцирь черепахи, чтобы затем ее съесть.

Эта трагическая смерть случилась на Сицилии, куда Эсхил уехал под конец жизни, так как не ладил с афинянами. В тот день он специ­ально вышел на открытый воздух: оракул предсказал ему смерть от обрушения дома.

О повадках определенного вида орлов — разбивать пан­цирь черепахи, бросая ее с высоты, — пишет Плиний Старший в книге о пти­цах («Естественная история», книга 10), приводя в пример эпизод с Эсхилом. Похожую смерть описывал и сам Эсхил: так, в пьесе «Психагоги» пророк Тиресий предсказывает подобную смерть Одиссею:

«Цапля, пролетая над твоей головой, опорожнит желудок и поразит тебя испражнениями. Твоя постаревшая и облысевшая голова воспа­лится от колючки, которую цапля выловила в море и съела».  

3. Калхант. Причина смерти: вопрос про число не родившихся поросят

22

Калхант. Гравюра из книги Пьера Мюссара «История богов, пророков и пророчеств». 1680 год

Калхант — жрец, прорицатель и один из героев «Илиады» Гомера. Именно Кал­хант перед отплытием в Трою посоветовал предводителю греческого войска Агамемнону принести в жертву Артемиде его дочь Ифигению.

На обратном пути Калхант встретил другого прорицателя — Мопса, и они решили посоревноваться в мудрости, задавая друг другу каверзные вопросы.

Мопс ответил на вопрос Калханта, сколько смокв растет на одной дикой смоковнице, а вот Калхант не смог назвать число поросят, которых носит беременная сви­нья. Прорицатель не перенес поражения и умер от горя.

«В этом месте рос­ла дикая смо­ков­ни­ца, и, когда Кал­хант задал вопрос: „Сколь­ко смокв при­но­сит это дере­во?“ — Мопс отве­тил: „Десять тысяч, да еще один медимн  , и еще сверх того одну смок­ву“. Так ока­за­лось и на самом деле.

Но когда Мопс спро­сил у Кал­хан­та о супо­ро­сой   сви­нье, сколь­ко поро­сят у нее в утро­бе и когда она опо­ро­сит­ся, тот отве­тил: „Восемь“. Тогда Мопс улыб­нул­ся и ска­зал: „Кал­хант далек от под­лин­но­го искус­с­тва про­ри­ца­ния; я же, явля­ясь сыном [бога] Апол­ло­на и [пророчицы] Ман­то, обла­даю в выс­шей сте­пе­ни зор­ко­стью точ­но­го про­ро­че­с­тво­ва­ния.

Поэто­му я утвер­ждаю, что в утро­бе у сви­ньи не во­семь, как ска­зал Кал­хант, а девять поро­сят и все они сам­цы. Зав­тра сви­нья без­о­т­ла­га­тель­но опо­ро­сит­ся в шес­том часу“.

Когда все пред­ска­зан­ное Моп­сом дей­с­тви­тель­но сбы­лось, Кал­хант от огор­че­ния умер и был похо­ро­нен у мыса Нотия». 

4. Хрисипп. Причина смерти: вино или остроумие

clip_image004

Хрисипп. Литография из книги «Crabbes Historical Dictionary». 1825 год.

Один из основателей стоицизма философ Хрисипп умер то ли от неразбавлен­ного вина, то ли от хохота над собственной шуткой про неразбавленное вино. Обе версии приводит Диоген Лаэртский в «Жизнеописаниях знаменитых философов»:

«Когда он вел занятия в Одеоне  , говорит Гермипп  , один из учени­ков позвал его к жертвенному пиру; здесь он выпил неразбавленного вина, почувствовал головокружение и на пятый день расстался с жиз­нью, семидесяти трех лет от роду, в 143-ю Олимпиаду. Наши о нем шу­точные стихи таковы:
          Хлебнув вина до головокружения,
          Хрисипп без всякой жалости
          С душой расстался, с родиной и с Портиком,
          Чтоб стать жильцом Аидовым.

Впрочем, иные говорят, будто умер он от припадка хохота: увидев, как осел сожрал его смоквы, он крикнул старухе, что теперь надо дать ослу чистого вина промыть глотку, закатился смехом и испустил дух».  

5. Филит Косский. Причина смерти: обманные речи

clip_image005

Филит Косский. Иллюстрация Галины Кребс 

Филит, греческий поэт, филолог и грамматик, составитель словаря непонятных и устаревших слов, жил при дворе Птолемеев   в Александрии и воспитывал царского наследника.

Последние годы он провел на родном острове Кос в об­ществе поэтов Арата, Феокрита и Гермесианакта. Про Филита рассказывали, что он был настолько худым (или настолько изысканным, тонким в интеллек­туальном смысле: греческое слово λεπτότατος можно перевести и так), что ему приходилось привязывать к обуви свинцовые подошвы, чтобы его не сдул сильный ветер.

Эти качества ученого прояви­лись и в том, как он умер. Согласно преданию, которое древнегреческий писа­тель Афиней цитирует в своей книге «Пир мудрецов», Филит зачах от бессон­ницы и тревоги потому, что слишком усердно исследовал так называемый парадокс лжеца: если кто-то говорит: «Я лгу», истинно или ложно это высказы­вание? В «Пире мудрецов» один собеседник предостерегает другого:

«Все-то ты, Ульпиан, по своему обыкновению ни за одно блюдо не при­мешься, пока не убедишься, что его название было известно еще в древ­ности. Из-за этих забот ты рискуешь зачахнуть когда-нибудь, как зачах Филит Косский, изучая так называемые „обманные речи“.

Как свидетельствует надпись на его могиле, он и умер-то от истощения над свои­ми исследованиями:
     Путник, Филит я. Меня погубили „обманные речи“,
     Также над тайнами слов думы порою ночной».







link

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:

- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на другие ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта