Более 65-ти лет назад был подписан документ, который гласил: «Я, Эдуард VIII, король Великобритании, Ирландии и британских доминионов, император Индии, настоящим заявляю о своем твердом и окончательном решении отречься от престола и выражаю желание, чтобы акт этот вступил в действие немедленно...» Такова была кульминация самой яркой и знаменитой истории любви XX века…
Поставленный обстоятельствами перед выбором — остаться королем и расстаться с любимой женщиной или же отречься от престола и узаконить брачными узами свой союз с дамой сердца, — британский монарх выбрал второе.
Но эта история, ставшая сюжетом множества книг и кинофильмов, отнюдь не сводится к слезливому романтизму. Под мелодраматической оболочкой тщательно скрывается множество тайн, до сих пор отравляющих жизнь британской королевской семьи.
ПРОКЛЯТИЕ ВИНДЗОРОВ
Виндзорской правящая в Британии династия стала именоваться лишь в 1917 году, когда в разгар Первой мировой войны король Георг V Саксен-Кобург-Готский решил, что неприлично, воюя с Германией, по-прежнему носить немецкую фамилию.
Родоначальниками этой ветви английского королевского дома стали Виктория, царствовавшая 64 года, и ее супруг принц-консорт Альберт Саксен-Кобург-Готский. Но горячо любимый супруг умер на 40 лет раньше королевы.
Виктория на всю оставшуюся жизнь облачилась в траур, стала символом доброй старой Англии, образцом пуританской нравственности, основательницей и хранительницей суровых моральных устоев. В этом духе воспитывались дети и внуки королевы, а через них Виктория породнилась едва ли не со всеми монархами Европы.
Правда, биографам великой государыни приходится нелегко, когда речь заходит о ее личном слуге Джоне Брауне, о котором королева (естественно, после смерти принца Альберта) отзывалась как о своем «самом близком друге».
Этот господин был любитель выпить лишнего (несколько раз его находили упившимся до беспамятства), к тому же светскостью выражений он тоже не отличался, запросто мог и дам придворных так послать, что мало не казалось.
Придумали версию, что, мол, Браун был уникальным медиумом и в ходе спиритических сеансов регулярно «связывал» королеву с почившим супругом, дабы «слабая женщина» могла посоветоваться с ним о решении тех или иных государственных проблем. «Сеансы связи» длились нередко по нескольку часов.
Взойдя на престол, Эдуард VII первым делом распорядился уничтожить памятник Брауну, воздвигнутый великой королевой. Резко отрицательное отношение к «близкому другу» дети Виктории объясняли так: он за ними шпионил и обо всех их проступках «докладывал матушке». Короче говоря, королева, ставшая символом строгой морали, была на деле изрядной лицемеркой и ханжой.
И с тех пор в английском королевском семействе время от времени обязательно «проскакивает негритенок», — обстоятельства жизни и пристрастия королевских отпрысков входят в противоречие с викторианскими представлениями о морали.
«ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦ»
Принц Эдуард Альберт Христиан Георг Эндрю Патрик Дэвид родился 23 июня 1894 года. Он был первенцем в семье внука Виктории будущего короля Георга V и его супруги Марии. Старшему правнуку легендарной государыни исполнилось семь лет, когда она скончалась, и на британский престол вступил дедушка Эдуард VII. Именно в него, как говорят, а не в ханжу-прабабушку и очень схожих с ней по характеру родителей, уродился юный принц.
Эдуард VII, вопреки жесткому влиянию матери, был в высшем свете притчей во языцех. Он не гнушался амурных похождений, содержал любовниц, имел внебрачных детей, что не мешало ему активно заниматься политикой, подчас играя в этих делах даже слишком большую роль, вопреки сложившемуся в Британии государственному устройству.
Именно на время царствования деда приходится формирование личности принца Эдуарда. Его отец (кстати, двоюродный брат российского императора Николая II, очень на него внешне и по характеру похожий) и мать королева Мария воплощали викторианский дух.
В своих мемуарах Эдуард писал: «Я был первым королем XX столетия, который не провел, по крайней мере, половину жизни под жесткой властью королевы Виктории. Мой отец прожил половину отпущенного ему срока, когда умерла бабушка. И многое в своем характере он перенял от нее, а не от своего отца… Его двор до конца сохранял дух викторианства, а сам он выражал взгляды поколения 60-летних».
Биографы Эдуарда любят цитировать выступление по случаю рождения принца одного из лидеров социалистов Кейра Харди. Вот что сказал тогда с трибуны парламента этот пророк: «С детских лет и далее этот мальчик будет окружен льстецами и приучится смотреть на себя как на высшее существо. Между ним и народом ляжет глубокая межа. Его отправят в кругосветное турне, и распространятся слухи о его морганатическом браке, а итогом явится счет, платить по которому придется нации».
Мальчик рос без материнской ласки, королева Мария всю жизнь ощущала себя именно королевой, а не женщиной и матерью. Современники отмечают, что с малых лет хрупкий по сложению Эдуард отличался задумчивостью, меланхолией, но лицо принца совершенно преображалось, когда его освещала улыбка. Он не любил дворцовых церемоний, предпочитая им прогулки на природе, активные, временами даже буйные, игры со сверстниками.
Во время учебы в Дартмутском морском колледже Эдуарду довелось быть гидом императора Николая II, посетившего это учебное заведение во время своего визита в Великобританию.
Впервые принц взбунтовался, когда отец решил направить его на учебу в Оксфорд, даже не спросив заранее, что думает сын по этому поводу. В общем, видится полный набор сложностей — отсутствие родительской теплоты, ущемление чувства собственного достоинства, презрение к церемониальной показухе, желание быть как все.
В университете принц подружился с социалистами и пел вместе с ними Интернационал, аккомпанируя себе на банджо. Ходили слухи о гомосексуальных пристрастиях Эдуарда. Он сам подлил масло в огонь, когда однажды публично пошутил, что, мол, никогда не женится, поскольку слишком увлечен спортом и театром.
Правда, слухи быстро рассеялись, когда у принца последовал один бурный роман за другим. Жена лорда Фрида Биркин была на 20 лет старше Эдуарда. Он предлагал ей руку и сердце, но получил отказ. Позднее была связь с Тельмой Фернесс, которую в светском обществе признавали красавицей, но считали полной идиоткой.
С началом Первой мировой войны Эдуард рвется на фронт. Осенью 1914-го отправляется во Францию. Через год он на коне в окопах, где пользуется большой популярностью благодаря своему бесстрашию, общительности, простоте.
Тогда же он случайно встретился с хорошенькой замужней женщиной Дадли Уорд, связь с которой длилась аж 17 лет. Пока в его жизни не появилась другая…
КОЛДУНЬЯ
Уоллис Уорфилд родилась 19 июня 1895 года в Балтиморе (США) в весьма небогатой буржуазной семье. В 20-летнем возрасте девица вышла замуж за лейтенанта Уинфилда Спенсера — пилота американской морской авиации.
Семейной идиллии не получилось — супруг крепко заливал за воротник, что и свело позднее его в могилу, а Уоллис заводила романы направо и налево. Брак продлился два года.
В 1925-м будущая герцогиня Виндзорская лишилась возможности иметь детей. В 1928 году Уоллис выходит замуж вторично за английского дельца Эрнста Симпсона. Под этой фамилией она и вошла в мировую историю.
Однажды в 1930-м миссис Симпсон пригласили в Лондоне на званый вечер, на котором ожидалось присутствие принца Уэльского Эдуарда Этот визит привел Уоллис некое замешательство — она даже реверанс не умела делать. Пришлось срочно учиться. Ее представили принцу и, к удивлению миссис Симпсон, «она не испытала никакого чувства неловкости». И закрутился бурный роман.
Глядя на фотографии Уоллис, даже беспристрастный зритель воскликнет: «Господи, да что он в ней нашел!» Да, красавицей эту даму никак не назовешь. Биограф экс-короля пишет: «Она в избытке обладала тем, что принято называть сексуальной притягательностью. Как заметил тогда один журнал, пытавшийся угадать причину такого увлечения принца, «чары женщины зависят далеко не только от ее красоты».
В 1934-м Эдуард познакомил с Уоллис своих родителей. Георг V и королева Мария пришли в ужас. Очевидцы свидетельствуют, что весь последний год своей жизни король-пуританин молил Бога о чуде, дабы престол перешел принцу Альберту Йоркскому (будущему Георгу VI) и затем его дочери Елизавете (нынешняя британская монархиня).
В январе 1936-го король умер, и трон все-таки достался влюбленному Эдуарду.
ОТРЕЧЕНИЕ
Высший свет был шокирован буржуазными манерами Симпсон. Уоллис не стеснялась при посторонних отчитывать прислугу за мелкую провинность или учить ее, как делать сэндвичи для гостей. Но еще более возмущали собственнические замашки возлюбленной короля, Так, во время официальных приемов в резиденции монарха она чувствовала себя почти хозяйкой и, что было уже совсем невыносимо, могла вытащить сигарету изо рта короля, когда его курение казалось ей неуместным».
Но был момент, когда Уоллис показалось, что их отношения с королем приближаются к финалу. В первые месяцы царствования Эдуард с головой погрузился в государственные дела, их встречи стали редки. Но в одну из встреч Эдуард заговорил о женитьбе. К тому же первый раж прошел, и новый король все меньше времени и рвения уделяет обязанностям монарха — направленные ему правительственные документы все чаще возвращаются премьер-министру непрочитанными.
При этом Эдуард VIII часто появляется в свете с миссис Симпсон. Начинается бракоразводный процесс претендентки на руку и сердце короля. Американская пресса во всю пишет о скандале в британском монаршем семействе.
В самой Великобритании правительство во главе со Стэнли Болдуином прикладывает максимум усилий, чтобы пикантные обстоятельства не попали на страницы английских газет. Медиа-магнаты Бивербрук и Ротермир держат своих редакторов и репортеров на коротком поводке — роман короля для журналистов под запретом.
В августе 1936-го Эдуард и Уоллис в узком кругу друзей совершают круиз на яхте по Средиземному морю. Американские газеты публикуют фотографии короля и его возлюбленной в купальных костюмах.
Разразился кризис. Король извещает премьер-министра Болдуина о том, что Уоллис разводится со своим вторым мужем, и о своем намерении затем жениться на ней. Коронация намечена на май 1937-го, и король желает вступить в Вестминстерское аббатство вместе с женой. Взбунтовались все — и королевское семейство, и правительство, и англиканская церковь, и светское общество.
Эдуарду VIII направляется от имени правительства письмо, в котором говорится, что кабинет министров готов в полном составе уйти в отставку, и сформировать новое правительство будет крайне трудно, что сдерживать английскую прессу становится все более сложно, и спустя считанные дни король получит со страниц газет «полный набор удовольствий» по поводу его отношений с миссис Симпсон. Предлагаются переговоры.
Эдуард разгневан. На его стороне очень немногие влиятельные фигуры. Например, Черчилль. Правда, прагматичный сэр Уинстон больше заботится о своих политических дивидендах — он мечтает свалить Болдуина и занять главенствующее положение в Консервативной партии.
К концу ноября 1936-го кризис достигает апогея. Состоялся жесткий разговор короля с премьер-министром. На заседании кабинета Болдуин сообщает: «Я услышал такое от короля, что никогда не думал услышать». Эдуард в ответ на ультиматум правительства и высшего света предъявил свои условия: или он женится на Уоллис как король, или же отрекается от престола.
В начале декабря на первых страницах английских газет появляются статьи oб Эдуарде VIII и Уоллис. Тогда же миссис Симпсон покидает пределы Британии. Король ведет переговоры со своим братом Альбертом, который должен наследовать престол.; Вечером 10 декабря царствование, длившееся 325 дней закончено — Эдуард подписывает акт отречения, состоящий из 15 различных документов. Кроме того, зкс-король обращается к своим бывшим подданным по радио.
Когда Эдуард сообщил по телефону Уоллис, находившейся в Каннах, о происшедшем, она бросила трубку, при слугах произнесла «безмозглый; дурень» и разрыдалась. Они] поженились в апреле 1937-го. Новый король удостоил их титула герцога и герцогини Виндзорских.
Правда, титул «ваше высочество» распространялся только на Эдуарда, его жена и возможные потомки были этой чести лишены. Королева-мать Мария и королева-супруга Елизавета, как говорят, надавили на Георга VI, и он был вынужден подчиниться.
Но только ли желание жениться на дважды разведенной, вульгарной, с точки зрения высшего света, женщине и некоторая леность в «работе с документами» стали причинами вынужденного отречения Эдуарда VIII?
КОРОЛЬ И ФЮРЕР
Увлечение социалистическими идеями было в начале XX века весьма модно. Не миновало оно и принца Эдуарда. Во время забастовки 1926 года он даже внес средства в фонд помощи шахтерам, заработав репутацию принца-радикала. Но это было, скорее, лишь проявлением духа противоречия, столь свойственного Эдуарду.
Знавшие его люди характеризуют экс-короля в политике как законченного консерватора. Эта странная смесь, видимо, и обусловила интерес наследника престола к фашизму.
Видя социально-экономические проблемы Великобритании, Эдуард считал, что «нужно внимательно присмотреться к опыту режимов Италии и Германии». Эти взгляды принца не были секретом для широкой публики, которая понимала, что угроза войны с Гитлером нарастает с каждым днем.
Уже после отречения Эдуард и Уоллис в 1937 году нанесли визит в Германию, где были приняты Герингом, Гиммлером, Гессом, Гебельсом и, наконец, Гитлером. Есть свидетельства, что фашисты рассматривали возможность возвращения Эдуарда на престол после победы над Великобританией.
Немцы даже планировали похитить в 1939 году герцога и герцогиню Виндзорских в Португалии, куда семейство переехало из оккупированной немцами Франции. Миссия была поручена небезызвестному Вальтеру Шелленбергу, но он почему-то не справился с поставленной задачей.
В то же время есть свидетельства, что герцог во время своего пребывания во Франции в конце 30-х годов XX века был агентом британской военной разведки, собирал информацию о французских оборонных возможностях, координировал взаимодействие британской военной миссии и французского Генштаба.
С 1940 по 1945 год бывший король «работал» губернатором Багамских островов — тогдашней колонии Великобритании. После войны Эдуард и Уоллис поселились в Париже.
ОТВЕРЖЕННЫЕ
Королевская семья по-прежнему сторонилась герцога и герцогини Виндзорских. В 1952 году Эдуард (без супруги) присутствовал на похоронах своего брата Георга VI. Еще через год (тоже в одиночестве) был зван на похороны так и не простившей его матери — королевы Марии.
Елизавета II, известная своей корректностью, поздравила дядю в 1964 году с 70-летием, а через два года чета Виндзорских впервые официально приглашается в Лондон на открытие мемориальной доски в честь королевы Марии.
Кульминацией налаживания взаимоотношений стало посещение Эдуарда королевой, ее супругом и принцем Чарлзом в ходе их государственного визита во Францию в 1972 году. Впрочем, все это было не более чем королевской вежливостью — никакого политического значения после войны герцог Виндзорский и его супруга не имели.
А в 1972-м Эдуард уже был при смерти — всю жизнь он много курил, и закончилось это раком горла. 28 мая 1972 года экс-король скончался.
Гроб с его телом был доставлен в Великобританию и погребен в королевской усыпальнице Виндзорского замка. Уоллис присутствовала на похоронах и даже удостоилась приема у королевы Елизаветы.
Герцогиня пережила мужа на 14 лет. Последние семь лет жизни она провела прикованной к постели параличом. Смерть пришла за ней в апреле 1986-го. Похоронили ее рядом с мужем. Говорят, что в те дни Елизавета II со слезами на глазах призналась близким, что все последние годы она оплачивала счета Уоллис…
Вся эта история, и вынужденное отречение Эдуарда, и бойкот, которому подвергли бывшего короля и его супругу родственники, кажется сегодня такой странной, такой нелепой. Изменились времена и нравы, отгремели в английском королевском доме многочисленные скандалы, более крутые, чем история Эдуарда и Уоллис.
Ныне принц Чарлз, после развода с Дианой Спенсер узаконил свои многолетние отношения с Камиллой Паркер-Боулз и не лишился прав на британский престол, как когда-то Эдуард VIII. Правда, англичане надеются, что Елизавета II еще благополучно процарствует долгие годы (королеве исполнилось 79, а ее мать прожила 100 лет), и тогда есть шансы, что трон достанется весьма популярному в Великобритании принцу Уильяму — сыну принца Чарлза и Дианы…
Кстати, незадолго до гибели скандально известной принцессы Мохаммед аль-Файед купил парижский особняк герцогов Виндзорских для своего сына Доди и Дианы, которые собирались пожениться… Эта история закончилась автомобильной аварией в парижском тоннеле… Так что Эдуарду и Уоллис еще повезло.
link
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:
- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на другие ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта