Когда профессор Арчи Кемпион представил публике своего робота Boilerplate в 1893 году, концепция механического человека уже не была чем-то новым. Ещё в 1865 году Эдвард Эллис в своём историческом романе «Громадный охотник, или Паровой Человек в прериях» поведал миру об одарённом конструкторе — Джонни Брейнерде, который первым построил «человека, который движется на пару»…
Рано лишившийся отца Брейнерд был маленьким горбатым карликом, рано оставшимся без отца, кстати, изобретательного механика, получившего немало патентов. Так же, как и отец, Джонни непрерывно изобретал разные вещи: замечательные игрушки, миниатюрные пароходы и локомотивы, беспроводной телеграф.
В один прекрасный день Брейнерду надоели его крошечные поделки, он сообщил об этом матери, и та вдруг предложила ему попробовать сделать Парового Человека. Несколько недель захваченный волнующей идеей Джонни не мог найти себе места и, после нескольких неудачных попыток, всё-таки построил то, что хотел.
Первая модель Парового Человека, разработанная Джонни Брейнердом в 1865 году.
Паровой Человек не был андроидом — скорее, это был паровоз в форме человека. К счастью, некоторое описание машины Брейнерда сохранилось:
«Этот могучий исполин был приблизительно трёхметрового роста, ни одна лошадь не могла сравниться с ним: гигант с лёгкостью тянул фургон с пятерыми пассажирами. Там, где обычные люди носят шляпу, у Парового Человека была труба дымохода, откуда валил густой чёрный дым.
У механического человека всё, даже лицо, было сделано из железа, а тело его было окрашено в чёрный цвет. Экстраординарный механизм имел пару как бы испуганных глаз и огромный усмехающийся рот.
В носу у него было приспособление, подобное свистку паровоза, через которое выходил пар. Там, где у человека находится грудь, у него был паровой котёл с дверцей для подбрасывания в поленьев. Две его руки держали поршни, а подошвы массивных длинных ног были покрыты острыми шипами, чтобы предотвратить скольжение.
В ранце на спине у него были клапаны, а на шее — вожжи, с помощью которых водитель управлял Паровым Человеком, в то время как слева шёл шнур, для контроля над свистком в носу. При благоприятных обстоятельствах Паровой Человек был способен развивать очень высокую скорость».
По свидетельствам очевидцев, первый Паровой Человек мог двигаться со скоростью до 30 миль в час (около 50 км/час), а фургон, запряжённый этим механизмом, шёл почти так же стабильно, как железнодорожный вагон. Единственным существенным недостатком была необходимость постоянно возить с собой огромное количество дров, ведь «подкармливать» Парового Человека приходилось беспрерывно.
Судя по всему, разбогатев и получив образование, Джонни Брейнерд хотел усовершенствовать свою разработку, но вместо этого в 1875 году продал патент Фрэнку Риду-старшему. Спустя год Рид строит свою улучшенную версию Парового Человека — Steam Man Mark II. Второй «паровозочеловек» стал на пол метра выше (3,65 метра), получил фары вместо глаз, а пепел от сгоревших дров высыпался на землю через специальные каналы в ногах.
Паровой Человек, усовершенствованный Фрэнком Ридом-старшим — Steam Man Mark II.
Кроме того, благодаря особой поршневой системе удалось усилить мощность обеих ног, снизить вес всей конструкции за счёт сплавов, так что скорость Mark II была существенно выше, чем у предшественника — до 50 миль в час (более 80 км/час).
Несмотря на очевидный успех второго по счёту Парового Человека, Фрэнк Рид старший, разочаровавшись в паровых двигателях в целом, оставляет затею и переключается на электрические модели.
Steam Man Mark II проигрывает гонку Паровой Лошади.
Однако в феврале 1876 года начинается работа над Steam Man Mark III: Фрэнк Рид-старший заключил пари с сыном, Фрэнком Ридом-младшим, по поводу того, что существенно улучшить вторую модель Парового Человека невозможно.
4 мая 1879 года при небольшом скоплении любопытных граждан Рид-младший обнародовал Mark III. Случайным свидетелем этой демонстрации становится журналист из Нью-Йорка Луи Сенаренс (Luis Senarens). Его изумление было столь велико, что он становится официальным биографом семейства Ридов.
Steam Man Mark III — последняя модель Парового Человека.
Похоже, Сенаренс был не слишком добросовестным летописцем, потому как история-таки умалчивает, кто из Ридов выиграл пари. Зато известно, что наряду с Паровым Человеком отец с сыном сделали и паровую лошадь (Steam Horse), которая по скорости превзошла обоих Mark’ов.
Так или иначе, но всё в том же 1879 году оба Фрэнка Рида бесповоротно разочаровываются в механизмах на паровом ходу и начинают работать с новомодным по тем временам электричеством. В итоге, в 1885 году, проходят первые испытания Электрического Человека (Electric Man).
Теперь уже трудно разобраться, каким образом действовал Электрический Человек, каковы были его способности и скорость. На чудом сохранившихся иллюстрациях мы видим, что у этой машины был довольно мощный прожектор, а противников ожидали электрические разряды, которыми Человек стрелял прямо из глаз.
“Парового” сменил “Электрический Человек”.
Судя по всему, источник питания находился в закрытом сеткой фургоне. По аналогии с Паровой Лошадью была создана и Электрическая (Electric Horse). Больше о механизмах семьи Ридов практически ничего неизвестно, хотя некоторые факты их биографии можно найти в интернете.
Наибольшее количество информации существует о роботе Boilerplate, созданном в 80-е годы XIX века профессором Арчи Кемпионом (Archie Campion).
Кемпион родился 27 ноября 1862 года и самого рождения был очень любопытным и стремящимся к знаниям мальчиком. Когда в 1871 году на Корейской войне погиб муж сестры Арчи, молодого человека это повергло в шок. Считается, что именно тогда Кемпион поставил перед собой цель найти способ решения конфликтов без убийства людей.
Отец Арчи, Роберт Кемпион (Robert Campion), управлял первой компанией в Чикаго, которая производила вычислительные машины, что несомненно повлияло на будущего изобретателя.
В 1878 году юноша устраивается на работу — становится оператором Чикагской телефонной компании (Chicago Telephone Company), где набирается научно-технического опыта. Таланты Арчи, в конечном счёте, дают ему хороший и стабильный доход. В 1882 году он получил множество патентов на свои изобретения: от створчатых трубопроводов до многоступенчатых электрических систем.
В течение последующих трёх лет лицензионные платежи от компании Westinghouse Electric сделали Арчи Кемпиона миллионером. Именно с этими миллионами в кармане в 1886 году изобретатель вдруг превратился в затворника. В 1888 году он построил в Чикаго маленькую лабораторию и приступил к работе над Boilerplate.
Арчибальд Кемпион на коляске и его детище — механический солдат Boilerplate.
С 1888-го по 1893-й год о Кемпионе ничего не было слышно, пока он вдруг не заявил о себе на Международной колумбийской выставке (1893 World’s Columbian Exposition).
Несмотря на широкую рекламную кампанию — робот вместе с создателем побывал в 1901 году в кругосветном плавании (1901 World Circumnavigation), — материалов об изобретателе и его роботе сохранилось крайне мало. Предполагается, что Boilerplate канул в лету в 1918 году. Сам же Кемпион умер там, где и родился: в Чикаго, штат Иллинойс, 30 октября 1938 года.
26 июня 1898 года. Робот Boilerplate через два дня после первого боя.
Boilerplate был задуман как средство бескровного решения конфликтов — иными словами, это был опытный образец механического солдата. Хотя робот существовал в единственном экземпляре, у него была возможность осуществить предложенную функцию — Boilerplate неоднократно участвовал в боевых действиях.
Правда, войнам предшествовало путешествие в Антарктиду в 1894 году на парусном судне Euterpe. Робота хотели испытать в агрессивной окружающей среде, но до Южного полюса экспедиция не добралась — парусник застрял во льдах и пришлось вернуться.
Когда в 1898 году Соединенные Штаты объявили войну Испании, Арчи Кемпион увидел возможность для демонстрации боевых способностей своего создания на практике. Зная о неравнодушии Теодора Рузвельта к новым технологиям, Кемпион уговорил его зачислить робота в отряд добровольцев.
24 июня 1898 года механический солдат впервые участвовал в бою, во время атаки обратив противника в бегство. Boilerplate прошёл всю войну вплоть до подписания в Париже мирного договора 10 декабря 1898 года.
Механический солдат на Международной ярмарке в Чикаго. 1893 год.
Пожалуй, последним из изобретателей роботов в Викторианскую эпоху был Луи Филип Перью из города Тованада, что близ Нью-Йорка и Ниагарского водопада. Этот конструктор в конце 90-х годов XIX века построил Автоматического Человека (Automatic Man).
Всё началось с маленькой действующей модели высотой около 60 см. С этим образцом Перью обивал пороги богатых людей, надеясь добиться финансирования постройки полноразмерного экземпляра.
Своими рассказами он старался поразить воображение «денежных мешков»: шагающий робот пройдёт там, где не проедет ни одно колёсное транспортное средство, боевая шагающая машина могла бы сделать солдат неуязвимыми и так далее. В конце концов, Перью удалось убедить бизнесмена из Кливленда Чарльза Томаса, вместе с которым они и основали United States Automaton Company.
Луи Перью и его создание — Автоматический Человек.
Работы велись в атмосфере строжайшей секретности, и только когда всё было полностью готово, Перью решился обнародовать своё создание.
Разработка была закончена в начале лета 1900 года, а в октябре того же года представлена прессе, которая тут же прозвала Перью Франкенштейном из Тонаванды (The Frankenstein of Tonawanda): «Этот гигант из дерева, каучука и металлов, который ходит, бегает, прыгает, разговаривает и закатывает глаза — практически во всём в точности подражает человеку».
Автоматический Человек ростом был 7 футов 5 дюймов (2,25 метра) был одет в белый костюм, носил гигантскую обувь и соответствующую шляпу — Перью старался добиться максимального сходства и, по свидетельству очевидцев, наиболее реалистично выглядели руки машины.
Экипаж, запряжённый Автоматическим Человеком в движении.
Кожа Человека была сделана для лёгкости из алюминия, вся фигура поддерживалась стальной структурой. Само собой, источником питания была аккумуляторная батарея. Оператор сидел сзади в фургоне, который соединялся с фигурой небольшой металлической трубкой диаметром пол дюйма.
Демонстрация Человека прессе проходила в большом выставочном зале Тонаванды. Первые движения робота разочаровали публику: шаги были дёрганными, сопровождались треском и шумом. Однако, когда изобретение Перью разработалось, ход сделался плавным и практически бесшумным.
Изобретатель человека-машины сообщил, что робот может идти в достаточно быстром темпе почти неограниченное количество времени, но фигура сказала сама за себя: «Я собираюсь дойти от Нью-Йорка до Сан-Франциско», — заявила она глубоким ясным голосом. Звук шёл из устройства, спрятанного на груди Человека.
После того, как машина, тянущая за собой лёгкий фургон, сделала несколько кругов по залу, изобретатель положил бревно на её пути. Робот остановился, скосил глаза на препятствие, будто бы обдумал ситуацию и обошёл бревно стороной.
Перью заявил, что Автоматический Человек способен в день преодолеть расстояние в 480 миль (772 км), двигаясь в среднем со скоростью 20 миль в час (32 км/час).
По расчётам изобретателя выходило, что робот передвигается только на 38 часов медленнее, чем самый быстрый поезд!
Данная статья основана на недостоверной информации, полученной из сомнительных источников, не заслуживающих никакого доверия.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:
- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на другие ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта