Обувь: со средних веков до XIX века

4554203793_75f0b60180_thumb7

История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев…

Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времен моду на обувь проследить стало легче - по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.

В эпоху Средневековья особенно интересны пулены - туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами. Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечевкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.

clip_image001
Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее

clip_image002
Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век)

clip_image003
  Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона  

В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шелковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времен все больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.

clip_image004
Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г)

В XV веке туфли стали удобнее за счет того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют "коровьи морды"). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъеме.

clip_image005

clip_image006
Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век)

Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.

clip_image007
Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения

В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.

clip_image008

clip_image009
Ботфорты из музея; картина питера де Хоха "Пустой стакан"

Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.

clip_image010
Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы

clip_image011
Мужские портреты начала XVII века

Дамы носили в то время изящные, легкие туфельки из бархата, шелка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Ее особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук. 

clip_image012

clip_image013
Женские портреты начала XVII века

clip_image014
Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шелка и кожи, 1690–1700 гг

clip_image015
Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690–1720 гг

clip_image016
Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes

В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.

clip_image017
Мужские портреты первой и второй половины XVIII века

clip_image018
  Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год   

clip_image019
Франсуа Буше "Туалет", 1742

clip_image020
Европейские туфли, 1750–1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг

clip_image021
Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780–85 гг

clip_image022
Женские туфли с защитными паттернами

clip_image023
Туфли первой половины XVIII века

Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком "возвращение к античному костюму". Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шелком и бисером.  

clip_image024
Томас Лоуренс "Портрет Георга IV", 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830

clip_image025
Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792

clip_image026
Туфли, 1820 год; ботинки, 1851 год 

clip_image027
Свадебные ботинки, 1865 год; женские ботинки, 1845-1865 гг

clip_image028
Европейские туфли, 1800 год; свадебные туфли королевы Виктории

clip_image029
"Предки" современных слиперов, сделанные в Англии, приблизительно 1800-1850 гг

clip_image030
Женские ботинки, 1850 г; вечерние туфли императрицы Евгении

clip_image031
Таким туфелькам из шелка и атласа в непогоду на улице требовалась защита

С возвращением в моду кринолинов, а позже - турнюров, юбки практически полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь на каблучке, место шелковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и шнуровкой.

clip_image032
Вечерние туфли, 1875–85 гг; свадебные туфли, сделаны в 1886 году

clip_image033
Вечерние туфли, 1875–85 гг; женские туфли 1855-1865 гг

clip_image034
Туфли, сделанные в 1900 году; ботинки, 1865-1875 гг

clip_image035
Сапоги на пуговицах, 1870-79; сапоги, 1895-1915 гг

clip_image036
Джеймс Тиссо "Октябрь", 1877 г; "Завтрак", 1868 

 

 

 


Автор: Марина Салдаева

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:

- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на другие ресурсы или рекламу
- любые комментарии связанные с работой сайта